ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЧИТАТЬ ПОЛЕТАТЬ ФОРУМ ФОТО ОБУЧЕНИЕ МЫ

Игорь Баскаков: Ощущение радости и удовлетворения от полета приходит после посадки

29 июня 2015

24 Июн, 2015

С давних времен человечество мечтало о полетах в небе. И реализация первой мечты была осуществлена в Китае. Человек был привязан к бумажному змею, и этот полет был описан еще в VI веке н. э. Уже позднее людьми были изобретены самолеты, вертолеты и прочая воздушная техника. Однако первоначальное стремление летать как птицы, сливаясь с воздушными потоками и ветром, никуда не исчезло. Для таких смельчаков и существует дельтапланерный спорт.

Об особенностях дельтапланеризма, впечатлениях от полетов и необходимых для того, чтобы стать дельтапланеристом, составляющих мы поговорили с пилотом дельтаплана и инструктором Игорем Баскаковым.

— Игорь, расскажи немного о себе.

— Мне 31 год, живу в Челябинске. На несколько лет переезжал в Ханты-Мансийск, сейчас снова вернулся в большой город. Люблю выезды на природу, активный отдых. Особенно уважаю горный велосипед и дельтапланеризм. Несколько разные дисциплины, но обе связаны с природой, свободой, и, как ни странно, – горами.

— Как ты пришел в дельтапланерный спорт? Где и когда учился летать?

— В дельтапланерный спорт попал совершенно случайно, увидев объявление о наборе в клуб в 2001 году на стене Южно-Уральского Государственного Университета в Челябинске, где в то время учился на первом курсе. Совершенно не задумываясь, пошел на собрание, хотя понятия не имел, что такое дельтапланеризм. Оказалось, что в клубе учат самостоятельно летать на дельтаплане, а также предоставляют технику и снаряжение для полетов. Так я попал в дельтапланеризм. Клуб в то время существовал на общественных началах и клубные взносы даже для студента были невелики. На полеты мы ездили на электричках и автобусах, перевозя дельтапланы в двухметровых чехлах. Дельтаплан весит около 30 кг и в собранном виде вполне транспортабелен одним человеком. Сейчас у всех есть машины и дельтадромы стали гораздо доступнее, хотя в электричках и автобусах была своя прелесть. Там проходило основное общение, игры, гитарные посиделки. В дельтапланеризме много хороших и ярких людей, с которыми интересно проводить время.

— Расскажи про свой первый полет. Было страшно?

— Как правило, яркого первого полета не бывает. Дельтаплан взлетает, набирая необходимую для отрыва скорость, когда пилот разбегается по наклонной поверхности против ветра. Сразу с большой высоты спортсмена не запускают, так как это довольно опасно. Сначала пилот совершает пробежки с дельтапланом, не подцепляясь к нему, затем учится управлять уже в подвесной системе, но, не отрываясь от земли, затем приходит очередь небольших отрывов на 5-10 секунд. Яркое впечатление остается после первого отрыва от земли, когда ты понимаешь, что вот эта легкая ажурная конструкция у тебя в руках поднимает тебя за шкирку, как котенка над землёй, а ты и управлять-то толком еще и не умеешь. Далее уже идет работа над совершенствованием навыков управления, постепенного увеличения высоты, а уже затем, большие, запоминающиеся полеты с красивыми видами, с парящими рядом птицами, другими летательными аппаратами, скалистыми склонами и другими прелестями. Что интересно, ощущение радости и удовлетворения от полета приходит после посадки, т.к. во время полета расслабиться не всегда получается, все-таки для организма это стрессовое состояние. Но с опытом это проходит и можно наслаждаться полетом в процессе.

— Какой налет у тебя на данный момент?

— Около 50 часов налета. К сожалению, часто летать не получается по различным причинам. В основном сейчас летаю, когда обучаю новых пилотов, изредка езжу на соревнования.

— Расскажи о своем любимом месте для полетов. Где летается наиболее легко?

— Одно из любимых мест – это Крым, гора Клементьева около поселка Коктебель в нескольких километрах от Феодосии. Это уникальное место, которое уже много лет принимает пилотов со всего мира. Для больших маршрутных полетов оно ничем не примечательно, но для непринужденных полетов в стабильных потоках обтекания рельефа («динамик» на сленге планирующей авиации) гора имеет оптимальное строение. Не буду вдаваться в подробности, но для обучения, облета нового дельтаплана, просто полетов, где можно отдохнуть это замечательное место.

А для маршрутных полетов в термических потоках («термики» на сленге планирующей авиации) мне нравится дельтадром Ушконыр, что находится недалеко от Алма-Аты в Казахстане. Там очень хорошие условия для осваивания термиков.

Сейчас я ориентируюсь на дельтадромы, на которых комфортно проводить обучение, т.к. сейчас плотно этим занимаюсь.

— Какие отношения между дельтапланеризмом и современными технологиями? Существуют ли, например, приложения для смартфонов для дельтапланеристов?

— Современные технологии, конечно же, присутствуют. Это и модный углепластик (карбон), и ультрасовременные ткани, и технологии обработки алюминия. Современный дельтаплан включает в себя множество технологий, чтоб быть легким, компактным, транспортируемым и летучим.

Электроника также важна для полета. Существуют и специальные приборы для полетов, для соревнований. Как правило, это указатель высоты и скороподъемности, навигатор (GPS), указатель воздушной скорости. Существуют комбинированные приборы, дополненные мощным программным обеспечением для эффективного участия в соревнованиях. С ростом доступных технологий мощный смартфон с датчиком давления (как обязательная опция) способен заменить дорогостоящий специальный прибор. Уже написаны специальные программы, которые можно скачать и для коммуникатора на Android и iOS. Как пример – программа XC-Soar, которая признана лучшей программой для планирующей авиации.

— Существуют ли противопоказания для тех, кто хочет заниматься дельтапланерным спортом?

— Особенных противопоказаний нет, нужно быть в меру здоровым без серьезных отклонений. Среднестатистический человек может заниматься дельтапланеризмом.

— Насколько общая физическая подготовка важна для дельтапланериста? Может ли управлять дельтапланом человек, далекий от спорта?

— Физическая подготовка важна для дельтапланериста, т.к. старт выполняется с ног (если это не буксировка) и нужно разогнать свою массу и массу дельтаплана до определенной скорости, что бывает довольно сложно, если нет встречного ветра, который помогает на старте. Также физическая сила и выносливость важны при управлении дельтапланом, т.к. оно осуществляется перемещением своего центра тяжести, что требует усилий, особенно в турбулентных условиях. Но, как правило, начавший заниматься дельтапланеризмом человек постепенно набирает форму.

— Зависит ли воздух от времени дня? В какое время ты летаешь?

— Есть определенное разделение суток. Утром и вечером, когда солнце светит на землю под острым углом и не сильно ее прогревает, воздух относительно спокоен и эти часы подходят для обучения. Днем же, когда идет мощный прогрев земли, начинается термическая активность и воздух напоминает бурлящий котел с водой. В это время можно летать маршрутные полеты, но нельзя учиться летать малоопытным пилотам.

Зимой, когда земля покрыта снегом, или летом, когда небо полностью затянуто облаками, термическая активность незначительна и допускаются учебные полеты.

Мне можно летать в любое время суток, когда есть теневое освещение.

— У тебя были травмы или неприятные происшествия, связанные с дельтапланом? Падать приходилось?

— Серьезных травм не было, а вот падения были. Два серьезных происшествия были во время обучения из-за ступора и ошибки в пилотировании. Для меня они закончились вполне безобидно, а вот дельтапланы в обоих случаях приходилось долго восстанавливать. Эти случаи повлияли на скорость обучения, и последующий страх перед полетом и падением заставил в обоих случаях начать обучение с самого низа.

Конструкция дельтаплана позволяет взять на себя значительную часть удара при жестком приземлении, что часто спасает от серьезных травм.

— Сколько у тебя было дельтапланов? Связаны ли с ними какие-либо сентиментальные чувства или ты относишься к ним исключительно утилитарно?

— Свой дельтаплан у меня был один, я из него вырос и продал. Сейчас летаю на клубной технике и коплю на современный спортивный дельтаплан. Сентиментальных чувств особенно не испытывал, разве что во время обучения к учебной технике. Многие пилоты разговаривают с крыльями во время полета.

— Ты суеверный человек? Существует ли определенный ритуал, который ты выполняешь перед полетами, или вещь, которую всегда берешь с собой?

— Я считаю, что суевериям нет места в этом спорте. Важен настрой, осмотрительность, психологическая готовность и умение прислушиваться к своей интуиции.

– Какой самый экстремальный полет был на твоей памяти?

— Особенно экстремальных полетов не было, т.к. будучи уже осознанным пилотом выбираю подходящие для себя и дельтаплана условия. Но в любом полете могут быть неприятные моменты, связанные с турбулентностью, когда остро чувствуешь  всплеск адреналина, а потом уже после посадки с легкой улыбкой вспоминаешь непередаваемые ощущения.

— О чем ты думаешь, когда находишься в небе?

— Все зависит от погоды. Если условия спокойные, то можно расслабиться, посмотреть по сторонам, помахать рукой кому-нибудь, отстраниться от полета и дать мыслям уйти в сторону. Но, если условия близкие к предельным, то все мысли сосредоточены на управлении, на результате, на безопасности полета.

— Дельтапланерный спорт – это спорт для романтиков?

— В дельтапланерном спорте могут найти что-то свое многие люди. Местами это спорт результатов и упорной борьбы, местами это полеты ради удовольствия и наслаждения красивыми видами. Кто-то находит прелесть в общении с единомышленниками, кто-то, наоборот, любит улететь далеко от всех и остаться наедине с небом. В дельтапланеризме есть место и красивым закатам, когда ты в воздухе, на земле уже темно, а тебе открываются невероятные виды на розоватые подсвеченные облака, очерченные ореолом заходящего солнца. Но также есть место для эвакуации в течение нескольких суток переломанного товарища из непролазных обрывистых скал, когда расстояние в несколько метров дается неимоверными усилиями.

— С чего посоветуешь начать тем, кто мечтает о небе, но никогда не летал?

— Если есть четкое желание научиться летать, то нужно выбрать школу, связаться с инструктором, договориться об обучении и начинать исполнять мечту. Покупка своего снаряжения смысла не имеет, т.к. учиться лучше на школьном/клубном оборудовании, а после обучения можно будет купить полуспортивный дельтаплан и расти дольше на нем. На сегодняшний момент учиться можно в Челябинске, Москве, Питере, Пятигорске (г. Юца), в Крыму.

 

Текст статьи с фотографиями - http://sport-inside.ru/2015/06/24/igor-baskakov-oshhushhenie-radosti-i-udovletvoreniya-ot-poleta-prihodit-posle-posadki/

Небо открыто для всех - постучи и войди.
И не забудь вытереть ноги